3 сентября 2014 г.
Адаптация ребенка к школе
Период поступления в школу — один из наиболее существенных критических периодов в жизни детей не только в социальном, но и в физиологическом плане. Изменяется вся жизнь ребенка. Детям приходится привыкать к новым условиям жизни, режиму, обстановке, контактам, учителям, в результате чего возрастает психоэмоциональная нагрузка.
Этот важный период привыкания детей к школе называется адаптационным, от него во многом зависит здоровье ребенка в будущем. От того, как пройдет адаптация, зависит работоспособность и успеваемость в последующие годы.
Адаптация к школе — длительный процесс, продолжительность которого приблизительно 5-6 недель, наиболее сложными являются первые четыре. Именно в этот период проявляется напряжение всех функциональных систем организма ребенка, связанное с изменением привычного образа жизни.
Каждый ребенок индивидуален по своему развитию и состоянию здоровья. Легче переносят поступление в школу и лучше справляются с умственной и физической нагрузкой здоровые дети, с нормальным уровнем функционирования всех систем организма и гармоничным физическим развитием.
Кроме того, на развитие ребенка влияют как внешние (социально-культурные, в которых растет и развивается ребенок, экологические, внешнесредовые и педагогические), так и внутренние (генетические, уровень функционального развития, состояние здоровья и др.) аспекты.
Следует выделить факторы риска, которые могут нарушить или затормозить развитие ребенка. Это чрезмерная жесткость требований, раздражительность и нетерпимость родителей, которые осложняют период подготовки ребенка к школе и вызывают комплекс проблем еще до начала обучения.
Период адаптации может протекать по-разному и характеризуется определенными физиологическими сдвигами в организме. Поэтому родители по определенным признакам могут судить о степени тяжести адаптационного периода. Это нарушения в поведении, взаимоотношениях с детьми, неустойчивое эмоциональное состояние, ухудшение сна, снижение аппетита и т.д.
Если в течение 2-3 недель состояние ребенка нормализуется, значит, адаптация прошла легко. Если же нарушения становятся более выраженными и длительными, ухудшается самочувствие, изменяется температура тела, появляется сыпь и т.д., т.е. функциональные сдвиги становятся выраженными, то следует говорить о более тяжелом течении адаптации.
Чтобы малыш благополучно привыкал к новым условиям и учился с радостью, наши советы родителям:
-
строго следовать рекомендациям врачей и педагогов;
-
тщательно следить за состоянием здоровья ребенка, его ростом, весом, нервно-психическим развитием;
-
организовать правильный режим дня: обеспечить рациональное питание, закаливание, достаточную продолжительность сна, время пребывания на свежем воздухе;
-
воспитывать правильное отношение к детям и взрослым. В семье должна быть спокойная и доброжелательная обстановка.
Именно на школьные годы приходится наиболее важный этап роста и развития организма, формирование основных черт характера. Именно в эту пору закладываются знания и навыки, необходимые в жизни, укрепляется здоровье.
В этом возрасте легче выработать привычку к организованности и порядку, труду. Кроме того, тщательная подготовка к школе требуется не только ослабленным, но и здоровым детям.От отношения родителей к ребенку и его проблемам во многом зависит будущее растущего организма, и только внимание, терпение и желание помочь принесут успех.
Ж.В.Александрова, валеолог ГУ «Минский областной центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья»
Источник: infodoktor.by
Понравилось? Расскажи друзьям!
На главную Весь
список материалов