Найти ЭКО Центр репродуктивной медицины С нашей помощью родились детей
Ищите интересную статью? Воспользуйтесь поиском: 
Найти
Поиск по медицинским сайтам: 
Найти



Размер шрифта: Уменьшить шрифт  Восстановить исходный рзмер  Увеличить шрифт 
27 января 2015 г. 

Компьютерная зависимость у детей. Запреты не действуют?

Компьютеры стремительно вошли в нашу жизнь. Со временем они стали претендовать на большую часть свободного времени не только взрослого, но и ребенка. Зачастую родители думают, что уж лучше пусть ребенок сидит дома за компьютером у них на глазах, чем гуляет с плохой компанией на улице. Эта позиция позволила ребенку получить неограниченный доступ к компьютеру в любое время.


Действительно, компьютерные игры представляют увлекательное занятие для многих школьников и дошколят. Еще бы, ведь над этим трудилось большое количество программистов и других специалистов, на разработку игр затрачены огромные суммы.

Дошкольников теперь не привлекают простые, как раньше, игрушки: они стремятся быстрее попасть домой лишь для того, чтобы перейти на другой уровень в заветной игре.

Школьники опаздывают и пропускают занятия, ведь всю ночь провели у экрана и не успели подготовиться к урокам. Домашнее задание становится менее важным, чем пройденный уровень игры. А на переменах в школе самым актуальным является обсуждение компьютерных игр и количество очков за них.

Проведенные исследования доказали, что если ребенок младше 10 лет пристрастился к компьютеру, то это может замедлить его развитие, как физическое, так и психическое. Просиживая за любимой компьютерной игрушкой время, такой ребенок начинает вести не свойственный этому возрасту образ жизни, исключающий необходимую двигательную активность, развитие широкого спектра эмоциональных реакций, познание окружающего мира, формирование коммуникативных навыков в общении и в обычных детских играх со сверстниками.

Детям тяжело «соблюдать меру» в игре, т.к. процессы саморегуляции у них сформированы недостаточно, а значит, им трудно ограничивать время игры на компьютере, вовремя делать перерывы, следить за режимом питания.

Многие электронные игры подразумевают не только решение логических задач, но и определенную эмоциональную нагрузку, которая, по сути дела, и лежит в основе большинства случаев патологической привязанности к играм. Электронные игры значительно отличаются по жанру и содержанию. Наименее опасны так называемые аркадные игры, с простой графикой и звуком. За этими играми, как правило, «убивают время», они не вызывают длительной привязанности.

Другое дело ролевые игры, во время которых игрок «перевоплощается» в управляемого им героя и с головой погружается в его мир. В таких играх ощущение реальности может быть очень велико, они надолго удерживают внимание играющего.

Наибольшую опасность представляют «стрелялки» с весьма примитивным сюжетом, основанном на насилии. Такие игры отрицательно сказываются на психике ребенка и зачастую становятся причиной его чрезмерной агрессивности.

Факторы, способствующие привыканию ребенка

 к компьютерной игре:

- наличие собственного мира, в который нет доступа никому, кроме него самого;

- реалистичность процессов и полное абстрагирование от окружающего мира;

- возможность самостоятельно принимать любые (в рамках игры) решения, вне зависимости от того, к чему они могут привести;

- возможность исправить любую ошибку путем многократных попыток;

- отсутствие ответственности.

Дети и подростки, не сумевшие реализовать себя в повседневной жизни, в ролевых компьютерных играх примеряют на себя роль персонажа, отождествляют себя с ним и получают возможность через новую для себя роль удовлетворить те потребности, которые остаются неудовлетворенными в реальной жизни.

Поэтому чем больше ребенок играет, тем быстрее стираются границы между реальной жизнью и виртуальной.

Постепенно игра превращается в средство компенсации жизненных проблем: удовлетворение жажды приключений, желание снизить эмоционально-психологическое напряжение, вызванное нарушенными отношениями в семье и/или со сверстниками, потребность избежать физического и/или эмоционального насилия, уход от проблем, связанных со школьной неуспеваемостью, желание расслабиться и отдохнуть и т.д.

Признаки компьютерной зависимости:

- когда родители просят отвлечься от игры на компьютере, ребенок демонстрирует острый эмоциональный протест;

- ребенок раздражается при вынужденном отвлечении;

- ребенок не может спланировать окончание игры на компьютере;

- ребенок постоянно просит деньги для обновления программного обеспечения компьютера и приобретения новых игр;

- ребенок забывает о домашних делах и приготовлении уроков;

- у ребенка сбивается режим дня, режим питания и сна, он перестает заботиться о собственном здоровье;

- чтобы постоянно поддерживать себя в бодрствующем состоянии, ребенок начинает злоупотреблять кофе и другими энергетическими напитками;

- прием пищи происходит без отрыва от игры на компьютере;

- ощущение эмоционального подъема во время игры на компьютере;

- ограничение общения постоянным обсуждением компьютерной тематики с окружающими;

- нетерпение, предвкушение и продумывание заранее своего возвращения к компьютеру.

Появление подобных признаков может сопровождаться нарушениями в работе желудочно-кишечного тракта, болевыми ощущениями в области позвоночника, лопаток, запястий рук.

Кроме того, регулярное раздражение глазных яблок может способствовать появлению головных болей и проблем со зрением. Нередко развивается бессонница и нервное истощение.

Несколько рекомендаций родителям:

1. Стройте отношения в семье на принципах честности и умения признавать ошибки.

2. Не оскорбляйте ребенка и его круг общения.

3. Будьте другом и помощником своему ребенку.

4. Сделайте так, чтобы ребенок мог вам довериться всегда и при любых обстоятельствах.

5. Если вдруг возник конфликт, и вы в приказном тоне требуете прекращения работы за компьютером, то не следует торговаться с ребенком, надо четко заявить о своей позиции и объяснить её.

6. Всегда нужно оговаривать время игры ребенка на компьютере и точно придерживаться этих рамок. Количество времени нужно выбирать, исходя из возрастных особенностей ребенка.

Например, до 5 лет не рекомендуется ребенка допускать к компьютеру, стоит поощрять его познание мира с минимальным участием этого устройства.

7. Категорически запрещается играть в компьютерные игры перед сном.

8. Прививайте ребенку интерес к активным играм и физическим упражнениям.

9. Следите, чтобы игра на компьютере не подменяла реальное общение со сверстниками, друзьями и близкими.

10. Проводите обсуждение игр вместе с ребенком, выбирайте развивающие игры.

11. Не ограждайте ребенка от компьютера вообще, поскольку это неотъемлемая часть будущего, в котором ребенку предстоит жить.

Уделяйте своему ребенку достаточно внимания, следите за его интересами, начинаниями и поддерживайте их. Самое главное – воспитывайте своего ребенка сами, не доверяйте это дело компьютеру.

Елена Афанасевич, врач-гигиенист ГУ «Минский областной центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья»                                                         

Источник: infodoktor.by

Понравилось? Расскажи друзьям!

На главную     Весь список материалов
Оставить комментарий:
Комментариев нет



Система Orphus Rating All.BY