Найти ЭКО Центр репродуктивной медицины С нашей помощью родились детей
Ищите интересную статью? Воспользуйтесь поиском: 
Найти
Поиск по медицинским сайтам: 
Найти



Размер шрифта: Уменьшить шрифт  Восстановить исходный рзмер  Увеличить шрифт 
6 декабря 2012 г. 

Возрастные кризисы у детей и подростков  

Психолог Нелли Николаевна Куприянович о кризисах в детском и подростковом возрасте

- Какие существуют возрастные кризисы  у детей и подростков?

- Вся наша личность формируется, претерпевая возрастные кризисы, которые начинаются от самого рождения. Рождение, год, 2 года, 3 года, 6 лет… Дальше идёт отработка того, что сформировалось к 6-7 годам. Вся эта «подростковость» – это проявление уже сформировавшегося ранее.

Очень важно, какую историю ребёнок знает о своём рождении. Ещё до зачатия для ребёнка важно то, что происходило между его родителями. Произошло ли зачатие в половом акте любви? Может, это было изнасилование? Может быть, мужчина хотел секса, а женщина не хотела? Всё это очень сильно влияет на формирование личности ребёнка.

Далее важно, как протекала беременность и желанный ли ребёнок. Если хотя бы один из родителей не хотел его рождения, то ребёнок в дальнейшей жизни будет стремиться неосознанно саморазрушаться. Болезни, неудачи - всё это показатели саморазрушения.

Важно, какую историю о процессе родов знает ребёнок. Если мама рассказывает ему, что роды были очень тяжёлыми,  у ребёнка формируется базовое чувство вины. Даже если он услышал эту историю в шесть лет, то всё равно всю жизнь будет думать, что сделал маме больно. В дальнейшем эта личность будет находить возможности постоянно укреплять и проживать это чувство вины.

До года должно быть полное единение ребёнка с мамой - физический и эмоциональный контакт.  Ребёнок, кушая молоко из материнской груди, ощущает  комфорт, удовлетворение, спокойствие. Здесь он получает базовое доверие к миру: мир безопасен, в нём всё хорошо, меня любят.

Если по какой-то причине у мамы не было молока или ребёнок был с ней разлучен, то у ребёнка это доверие не формируется, и у него появляется тревога, что его бросили, не любят, он никому не нужен. И во взрослой жизни это перерастает в комплексы.

- Что происходит в случае, если с ребёнком постоянно был отец?

- Материнскую грудь не заменит никто. Никакая соска или бутылочка не заменит ребёнку сосок. До года ребёнок не идентифицирует себя, как какое-то отдельное существо. Он воспринимает маму, материнскую грудь как продолжение себя.

В этот же период очень небезопасно, если ребёнок, проснувшись, кричит, зовёт кого-то, а к нему никто не подходит. Тогда может сформироваться чувство, что его бросили. В случаях, когда у ребёнка не формируется базовое доверие к миру, а появляются чувство вины и «брошенности», у человека происходит фиксация на оральной стадии развития.

- Во что это потом выливается во взрослой жизни?

- Человек грызёт ногти, зубочистку, жуёт жвачку, кусает губы… Курение, алкоголь, бранная речь, предпочтения орального секса – показатели того, что весь мир воспринимается через рот.

С года до двух лет идёт сложный и очень важный период приучения к горшку.  Для этого родители извращаются по-разному: начинают играть с ребёнком, пока он сидит на горшке, угрожают, бьют, кормят, чтобы только он сходил в горшок. Так делать нельзя.

В правильной семье в поле зрения у ребёнка всегда должны быть какие-то ведёрки, баночки, формочки и горшок. И, как правило, ребёнок первый раз начинает ходить не в горшок, а какое-нибудь ведёрочко, так ему безопаснее.  Родители, даже когда с улыбкой говорят «ай-яй-яй, опять накакал в штанишки» - стыдят его. Здесь формируется чувство стыда, вины за абсолютно естественные процессы.

Для ребёнка его фекалии – это его творчество, то, что он сам сотворил. Он может их изучать, рассматривать, трогать. Для него это его первое творчество, а его за это стыдят! На это чувство стыда потом в подростковом возрасте притягиваются комплексы.

Ориентировочно в 2 года есть такой кризис «я сам». Ребёнок всё хочет делать сам - сам кушать, сам завязывать шнурки, сам застегнуть себе пуговку. И здорово, если родители подождут, пока малыш сам это всё сделает. Тогда у него формируется некая стратегия формирования цели.

То есть, у него есть цель - застегнуть пуговку. Он её застегнул, есть результат -  застёгнутая курточка. И хорошоо, если родители его ещё и похвалили. Тогда формируется успешная мотивированная личность. Если родители торопят,  делают за него, у ребёнка отбивается всякая охота что-то делать самому. И потом родители удивляются - чего это сын целыми днями сидит за компьютером и ничего не хочет!

4 года – возраст маленького профессора, когда дети начинают говорить удивительно мудрые вещи. Необходимо хвалить его - «какой ты молодец!»

- Как тогда его не перехвалить?

- Любви много не бывает. Другое дело, когда это лесть или хвалят излишне. То есть ребёнок ничего особого не сделал, а его начинают хвалить. Тогда эта любовь становится разрушительной. Всё должно быть соизмеримо. Сделал много – большой молодец. Сделал немного – молодец. В то же время нельзя допустить, чтобы у ребёнка сформировалось заслуживание любви.

Дальше идёт возраст с 3 до 6 лет, когда девочка смотрит, как мама проявляет себя как женщина. Как мама красится, как носит каблуки, юбки. Девочка пытается делать то же самое и идёт за оценкой к папе - «папа, смотри, какая я красавица!» И здорово, если папа говорит «ты самая красивая!». Вот тут формируется база отношений мужчина-женщина. На основании этого в дальнейшем девушка будет строить отношения с противоположным полом.

Что делает мальчик? Он смотрит, как папа ухаживает за мамой, например, папа дарит ей цветы. Мальчик, гуляя с мамой, рвёт цветы и дарит их ей, и здорово, если мама хвалит его за это.

Плохо, если у девочки не на кого ориентироваться. Например, мама мужланка. Плохо, когда у девочки нет возможности пойти за оценкой к папе. Или если папа негативно оценивает девочку.

- Что можно сказать про подростковый период? Как бороться с бунтами протеста, когда подростку запрещают что-то делать, а он наперекор делает?

- Такое поведение проявляется тогда, когда в детстве у ребёнка было нарушено чувство «я сам». Ребёнку не позволяли что-либо делать самому, поэтому он стремится показать свою свободу. Например, начинает курить.

Ведь чаще начинают курить, демонстрируя «я уже взрослый, самостоятельный». Нужно стараться не доводить до такого. Общаться как с взрослым. Подростку очень важно его личное пространство, его комната. Нельзя, чтобы родители заходили туда без стука.

Когда происходит половое созревание, у девочек обычно лет в 10, у мальчиков позже лет в 12, важно, чтобы мама была рядом и помогла купить какие-то косметические средства, средства гигиены. Нельзя ни в коем случае, чтобы папа покупал девочке прокладки.

Так же, как и в детстве, девочка не должна видеть, как её отец ходит по дому в нижнем белье. Происходит ассоциация с сексуальным домогательством. И в будущем девочка вполне может стать мужененавистницей. Мама так же не должна ходить в белье перед сыном.

Вообще, очень важно, чтобы родители с детства сумели дать ребёнку ощущение опоры, базовое ощущение уверенности, что его поддержат. Необходимо дать понять ребёнку, что родители увлечены его проблемами, не бросают его. И тогда никаких кризисов не будет. Все эти возрастные кризисы яркие только тогда, когда в семье нет поддержки.

 

www.nelli.by

Источник: infodoktor.by

Понравилось? Расскажи друзьям!

На главную     Весь список материалов
Оставить комментарий:
Комментариев нет



Система Orphus Rating All.BY