22 августа 2012 г.
Что гарантируют врачи?
Медицинские гарантии бывают двух видов: безусловные и прогнозируемые. Безусловные гарантии базируется на законах «о защите прав потребителей» и ...
Но не все знают, что есть ещё и право на информацию, на охрану здоровья и медицинскую помощь. А в случае некачественного оказания этой самой помощи – и на соответствующую компенсацию.
С появлением платных медицинских услуг, многим пришлось узнать, что же такое закон «О защите прав потребителей».
Какие бывают гарантии и бывают ли вообще?
Медицинские гарантии бывают двух видов: безусловные и прогнозируемые. Безусловные гарантии базируется на законах «о защите прав потребителей» и «об охране здоровья граждан», выдаются всегда и в основном включают в себя:
-
предоставление полной информации о вашей болезни
-
подтверждение профессионализма врачей
-
установление диагноза и назначение соответствующего лечения
-
обеспечение максимальной безопасности лечения
-
определение риска и возможных осложнений при лечении
Прогнозируемые гарантии – это как раз те гарантии, которые и влекут за собой претензии пациентов. Вся соль в том, что никогда нельзя сказать точно, что же может пойти не так: у всех пациентов свои особенности организма и врачу очень сложно что-то предвидеть, тем более давать гарантии. Тем не менее, они существуют. Для этого врач должен быть в курсе:
-
состояния здоровья пациента и уровня его активности (профессиональная деятельность, занятия спортом и т.д)
-
вероятности возникновения побочных эффектов при лечении
-
современности используемых препаратов и инструментов
-
содействия пациента правильному лечению (насколько точно принимаются нужные лекарства, проходятся проф. осмотры, соблюдаются рекомендации врача и т. д)
От этого зависит гарантийный срок медицинской услуги, то есть период времени, когда вы можете вернуться в клинику и устранить все проблемы (если они будут) за её счёт.
На что распространяются гарантии?
Точного списка медицинских услуг, на которые распространялись бы какие-то гарантии, нет. Всё зависит от того, в какой медицинский центр вы обращаетесь и по какому вопросу. Более-менее уверенно можно говорить о гарантиях на:
-
хирургическое лечение системы кровообращение, органов дыхания
-
лазерную коррекцию зрения
-
пластические операции (сюда же относится лечения ожогов)
-
лечение бесплодия методом ЭКО
Например, в стоматологии гарантия в среднем выдаётся на 12 месяцев и распространяется не на все виды услуг. Так, молочные зубы, временные пломбы и коронки, отбеливание зубов, ортодонтическое лечение и повторное лечение не являются гарантийными. Интересно, что и с гарантийными случаями всё не так просто: пациент должен приходить на профилактический осмотр не реже двух раз в год и в точности выполнять все рекомендации. Даже при наличии гарантии расслабляться не стоит.
Вопрос «является ли мой случай гарантийным?» стоит сразу задать специалисту. В некоторых случаях между пациентом и клиникой заключается договор, в котором всё чётко прописано.
Что делать?
Допустим, вам поставили постоянную пломбу. Но, увы, через два дня она успешно вывалилась. Вы соблюдали все рекомендации, не ели ничего твёрдого и ничем во рту не ковырялись. Что делать в этой ситуации? В центре эстетической стоматологии «Сантэ» нам это рассказали:
1) Взять гарантийный талон, который вам выдали и позвонить по указанному в нём номеру (именно поэтому эти талоны выбрасывать нельзя, без них вы никому ничего не докажете).
2) Объяснить, что случилось и записаться на приём.
3) Прийти в указанный день и получить новую пломбу совершенно бесплатно. А к ней – и новый гарантийный талон.
Не забываем, что каждая клиника устанавливает свой порядок действий в подобных случаях.
Комментарий специалиста:
«За минувшее полугодие в Министерство торговли поступила только одна жалоба о некачественном оказании медицинских услуг. Чаще люди обращаются в Мингорисполком. Но по сравнению с жалобами на приобретённые неисправные мобильные телефоны и некачественную установку окон и дверей, жалоб по медицинской части практически нет. И дело в не том, что информация о правах потребителей скрывается. Она должна доводиться, и доводится посредством СМИ, в выступлениях работников Министерства торговли.
В соответствии с указом №498, первоначально граждане должны обращаться со своими вопросами по месту возникновения вопросов, то есть в поликлиники, клиники, медицинские центры и т.д. И уже в зависимости от ситуации, согласно статье 31 закона «О защите прав потребителя» они в праве требовать:
-
безвозмездное устранение недостатков (некачественная пломба, протез)
-
возмещения расходов по устранению недостатков с помощью третьих лиц
В случае, если вам некачественно удалили, скажем, несколько родинок, и в вашем медицинском центре исправить ничего не смогли, этот центр обязан оплатить вам услуги другого специалиста в другом медицинском центре. Ещё один момент. Если в течение 14 дней с момента возникновения жалобы ваши требования не будут удовлетворены, вы вправе требовать полного возврата стоимости оказанной медицинской услуги».
Всегда можно апеллировать к положению «Об оказании платных медицинских услуг», где чётко сказано, что организации здравоохранения должны «обеспечивать своевременное рассмотрение претензий от заказчика» (гл.3 п.5), а пациенты имею право «требовать выплату неустойки в порядке и размере, определяемых законодательством о защите прав потребителей» (гл.4 п.7).
Главное знать, что его величество Закон находится на вашей стороне, если вы на самом деле жертва и не хотите его перехитрить. Потому что если виноват специалист и ваш новый зуб начал шататься через несколько дней, вам без скандалов всё исправят. Но если виноваты грецкие орехи или открывание зубами бутылок – увы, это не гарантийные случаи.
Источник: infodoktor.by
Понравилось? Расскажи друзьям!
На главную Весь
список материалов